Автор: Оркен Динасилов

Представьте себе, что вы пришли в театр посмотреть спектакль, фабула которого вам хорошо знакома, потому что вы читали и любите это художественное произведение.

Сидите и наслаждаетесь игрой актеров. Тут на сцену выходит актер играющий роль любимого вами персонажа. На нем грим, костюм, соответствующий описанной в пьесе эпохе, но, вместо реплик по сценарию, он несет полную чушь, не соответствующую его роли? Вы понимаете, что актер не выучил сценарии. В недоумении смотрите по сторонам и видите, что остальные зрители не замечают фальши, видимо потому, что не знакомы с содержанием пьесы. Их все устраивает, возможно потому, что актер любимый, известный, талантливый, харизматичный. Вы встаете с места, и с возмущением высказываете свое недовольство, но остальные зрители смотрят на вас как на идиота, и требуют сесть на место, сидеть тихо и не мешать им наслаждаться пьесой. Ну, и как вам такое?

В жизни как в театре. В течении жизни, каждый из нас играет множество социальных ролей. С родителями мы играем роль детей, с детьми роль родителей, на работе у нас другая роль, с друзьями следующая, и тд.

Обычно, мы без каких-либо проблем играем свои социальные роли, но бывает так, что роли, входят между собой в конфликт. Допустим, преподаватель в школе играет роль учителя. По сценарию, с учениками он должен быть строгим и беспристрастным. Но, как быть, если один из учеников в классе, является сыном учителя? К своим детьми мы по определению не можем быть объективными.

Сценарии наших ролей «прописаны» в конвенциальных нормах общества в виде само собой разумеющихся знаний, которые формируются исторически. Они и определяют организацию жизни в конкретном обществе. Конвенциальные нормы – это совокупность общепринятых правил и требований, важнейшее средство регуляции поведения ее членов, характера их взаимоотношений, взаимодействий и общения. Благодаря этим нормам, жизнь человека в обществе во многом предсказуема и упорядочена. Опираясь на конвенциальные нормы, мы предсказываем реакцию других людей на наше поведение, и действуем в соответствии с этими предсказаниями. Например, от учителя в школе мы ожидаем, что он будет учить детей не потому что он умный, а потому, что если он не будет учить детей – играть свою роль по соответствующему сценарию, он потеряет статус учителя. А чтобы получить свой статус (иметь право играть социальную роль), учитель прошел специальную подготовку, имеет соответствующую квалификацию. Или, если роль родителя будет сыграна плохо, в несоответствии с конвенциальными нормами, то ребенок может получить детскую травму – его картинка мира будет построена на несовместимых противоречиях которые ему пришлось пережить, и это несоответствие с большой вероятностью отразится на его взрослой жизни.

Человек социализируется в обществе по формуле: ребенок наблюдает за значимым взрослым и говорит себе, - «он опять ЭТО делает», далее, - «мы опять ЭТО делаем ВМЕСТЕ», и в конце концов у него формируется картинка мира, - «ЭТО только так и делается». Таким образом, ребенок становится предсказуемым членом конкретного общества, из поколения в поколение. Поэтому я и говорю, - мы все «совки», хотим мы того или нет, в той или иной мере, потому что нас воспитывали советские люди, которых воспитывали другие советские люди, а мы, в свою очередь, воспитываем своих детей, и теперь они видят мир нашими глазами.

Чтобы прервать эту цепочку воспроизведения самих себя, и стать современным обществом, от нас требуются, либо невероятные интеллектуальные усилия, либо десятки, а может и сотни лет эволюции.

Далее, о личных финансах…

Например, высокая базовая ставка «говорит» человеку из развитого общества о том, что сегодняшние деньги дороже чем завтрашние, а значит пришло время сберегать, экономить и снижать расходы. Нашим людям высокая ставка говорит, только о дороговизне кредита. Наши люди берут потребительские кредиты не считаясь со стоимостью денег, оправдывая свое поведение недостатком текущих доходов. Человеку из развитого общества, это говорит лишь о неспособности планировать свои будущие расходы.

Кредит – это долг, который придется отдавать с процентами, соответственно, уменьшая свое будущее благосостояние. И если кредитное учреждение понимает, что заемщик не сможет обслуживать долг, то такому клиенту он не выдаст кредит. Кредитоспособность клиента, кредитное учреждение оценивает опираясь на прошлую статистику его доходов. Другими словами, у клиента были деньги, просто он использовал их иррационально, но его доходов достаточно, чтобы в будущем обслуживать долг, даже с процентами. Поэтому, откорячка про «нет денег» – это не более чем рационализация своего иррационального поведения. Иначе бы, им никто не давал деньги в долг.

Социальные роли, которые мы играем обеспечивают проживание жизни. Наши люди хотят казаться теми, кем не являются, играют роли, для успешного и устойчивого сыгрывания которых у них нет ресурсов. Необеспеченные ресурсами роли накапливают долг, социальный и финансовый, который в будущем обернется большими проблемами. Наше восприятие, избирательно в принципе. Мы прячем от себя плохие новости, которые накапливаются как снежный ком, под весом которого, нас когда-нибудь раздавит.

Я часто говорю, что финансовая грамотность – это не просто совокупность знаний, а другой способ мышления, образ жизни.

Говорят, нет смысла воспитывать детей, они всё равно будут такими же как мы. Поэтому, если хотите иметь умных, современных детей, умнейте сами.

Управляйте своей жизнью и личными финансами грамотно.

Сила в знаниях!