Автор: Оркен Динасилов
«В начале было Слово»
~ Первая строка Евангелия от Иоанна (Новый Завет)
Слово
Слова – это символы, которыми мы общаемся между собой, а главное, сами с собой. Из слов мы составляем истории, которые рассказываем себе и окружающим. Словами мы думаем мысли. Посредством слов мы создаем теории, которыми объясняем себе окружающую действительность. В результате, мы имеем определенные представления обо всем, с чем имеем дело до степени, когда нам «всё понятно».
В свое время, в статье «Смысл и значение» (Über Sinn und Bedeutung, 1892 г.), Готлоб Фреге – немецкий математик, логик и философ, сформулировал семантическую взаимосвязь знаков (слов), значений и смыслов. Каждое слово, что-то обозначает; предмет, событие, и имеет перспективу смыслов. Например, о «воде» можно думать, как просто о воде, её можно пить, она мокрая и пр., или можно думать, как об Н2О. Вроде как одно и тоже, но, второе значение – это серьезное научное открытие Генри Кавендиша и его современника Антуана Лавуазье, и чтобы его осмыслить, требуются определенные знания, и открываются новые когнитивные перспективы. Или другой пример. Допустим, можно думать, что каждый день над землей восходит новое солнце. Многие тысячелетия, люди так и думали, пока астрономические наблюдения, не открыли нам, что каждый день на небе восходит одно и тоже солнце. Если думать первым способом, то воображение рисует нам Бога, который каждое утро запускает в небо новое солнце. Если же думать вторым способом, то возникает куча других вопросов, которые когнитивно принуждают людей искать на них объективные ответы, исследовать, наблюдать – создавать новые знания. Таким образом, одним из выводов, которые мы можем сделать благодаря семантической модели Фреге является то, что теперь мы понимаем природу человеческой потребности в познаниях.
Реальность
Дело в том, что, всё то, с чем мы имеем дело в каждый момент времени, на самом деле не является реальностью. Это лишь наши представления о том, что мы воспринимаем как реальность. Реальность – это то, что находится за пределами нас, и она гораздо более сложна и многообразна, чем наш мозг способен уловить через органы чувств. Другими словами, то что мы воспринимаем как реальность – это только то, что мы сконструировали; логически связали и объяснили себе из обрывочных фрагментов реальности, которые смогли уловить органами чувств в силу своих возможностей. И теперь, то что мы сконструировали, является для нас реальным миром, он для нас понятен и предельно ясен. Приведите первоклашку на какую-нибудь научную конференцию, на своем уровне восприятия, для него там тоже будет всё предельно ясно. Его реальность – это скучное мероприятие и делать здесь нечего.
Например, если расспросить двух свидетелей одного и того же события, то их истории не будут абсолютно одинаковыми, хотя они находились в одном и том же месте, в одно и то же время и видели одно и то же событие. Или другой пример; по разным причинам мы наделяем людей определенными качествами, и даже, если на самом деле этих качеств в них нет, для нас они будут такими, какими мы их себе представляем. Но, стоит нам, по тем или иным причинам наделить человека другими качествами, наши представления о нем изменятся. Соответственно, изменится и наше отношение к нему, и как следствие, способы взаимодействия с ним. Даже наши представления о себе, в определенной степени, так же зависят и меняются от того, какими нас представляют окружающие.
Помните, когда через время посмотрев старый фильм или перечитав какую-то книгу, мы находим там что-то новое, хотя, с тех пор как мы смотрели и/или читали их впервые, в них ни одно слово не изменилось? А что же изменилось? А изменились мы, пережили новый жизненный опыт, приобрели новые знания, испытали новые эмоции, и теперь видим новые смыслы, фрагменты реальности и по-новому конструируем действительность. Но, главное во всем этом то, что теоретически, мы всегда можем пересобрать нашу реальность. И можем делать это осознанно.
Психология иррациональности
Далее, чтобы продолжить логику статьи необходимо сослаться на двух выдающихся ученых современности: Даниэля Канемана и Брайана Кнутсона. Канеман исследовал когнитивные ошибки, и является одним из основоположников поведенческой экономики. Кнутсон изучает нейроэкономику (нейропсихология принятия решений).
Эволюция сделала из «нас – животных», в «нас – людей». Но, став людьми, в принятии решений, чаще всего мы по-прежнему руководствуемся рептильными частями мозга, отвечающими за инстинкты. В своей книге «Думай медленно, решай быстро», Канеман назвал это «Системой-1» и «Системой-2».
- Система-1: реактивная, срабатывает автоматически, почти без усилий и внутреннего контроля.
- Система-2: требует концентрации внимания, необходимого для сознательных умственных усилий, в том числе, сложных вычислений.
По мнению Канемана, из-за того, что наш мозг плохо справляется со статистикой, в большинстве случаев, чтобы найти легкое решение, разными способами искажает условия, стоящих перед ним задач. В результате, в большинстве случаев мы иррациональны – в принятии решений чаще всего руководствуемся «Системой-1», а «Система-2 просто соглашается с ними.
Кнутсон исследовал и объяснил нейромеханику принятия экономических решений. Как оказалось, здесь так же ведущую роль играет наше животное происхождение, которое руководствуются инстинктами выживания. Миллионы лет человек эволюционировал и вполне прекрасно чувствовал себя без денег. Его выживание зависело от физической силы; увидел съедобное животное – бей, увидел хищное животное – беги. И только в последние несколько тысяч лет в нашей жизни появились деньги. Оказывается, в нашем мозге есть центры, связанные с удовольствием и физической болью; комфорт и безопасность мы воспринимаем как удовольствие, а опасность, связываем с физической болью. Эти центры рептильные – достались нам в наследство от животных предков. А так как в современном мире наличие денег стало признаком безопасного проживания жизни, поступление денег мы стали воспринимать как удовольствие, а их потерю или отсутствие, ощущаем на уровне физической боли. Таким образом, любая информация, связанная с деньгами, будь то повышение цен, распродажа, скидки или изменение курсов валют включает центры мозга, отвечающие за биологические инстинкты самосохранения. И как только они включились, человек начинает переживать эмоции и его буквально выбрасывает из области рационального, теперь он способен, только на реакции «бей или беги».
Финансовая грамотность
Вообще, идея для этой статьи пришла ко мне после разговора с детьми, о котором я недавно писал в Фейсбук. Тогда я задал ребятам вопрос, - «что такое деньги?» Они мне ответили, - «деньги – это то, на что можно что-нибудь купить».
За много лет в профессии и наблюдений за тем, как наши люди пользуются деньгам, у меня сложилось устойчивое впечатление, что мы имеем искаженные представления о деньгах. И из-за этих заблуждений, у нас сформировалась неправильная логика мышления в отношении денег и богатства в целом. В своих статьях я не раз писал, что на мой взгляд, наши представления о богатстве соответствуют уровню восприятия какого-нибудь латиноамериканского наркодилера.
Нам кажется, что мы постоянно думаем о деньгах; что нам их не хватает, где бы их взять и так далее. На самом деле мы о них не думаем, мы о них беспокоимся, переживаем, испытываем эмоции, и как было сказано выше, из-за этого нас выбрасывает из области рационального – вместо того, чтобы планировать и эффективно управлять деньгами, принимаем импульсивные иррациональные решения; берем потребительские кредиты, ставим ставки в тотализаторах, вкладываем деньги в пирамиды и пр. Так устроен наш мозг.
Но, есть другой способ думать о деньгах [как я говорил детям во дворе], что деньги – это плата за полезный труд. Плата за пользу, которую мы приносим фирме в которой работаем, если мы являемся наемными работниками, или обществу, которую приносит наш бизнес, если мы собственники бизнеса. Это – два очень разных способа думать о деньгах, как в приведенных выше примерах – о воде и солнце. И если мы начнем думать о них таким образом, то:
- Мы будем работать над своими профессиональными знаниями и навыками, чтобы увеличивать свою производительность, потому что за это платят деньги.
- Мы примем на себя ответственность за свое текущее и будущее финансовое положение. Осознаем необходимость планирования будущих расходов.
- Мы естественным образом избавимся от желания тратить деньги (ресурс) на бесполезные вещи, чтобы произвести впечатление на людей, которых даже незнаем.
- Мы научимся правильно расставлять приоритеты; ценить знания и труд, а не материальные ценности. А материальные ценности, станут лишь следствием нашей продуктивной жизни.
- Мы будем ставить перед собой большие цели, опираясь на свои глубинные ценности и миссию в жизни.
- Мы поймём, что деньги – это ресурс, как допустим, время, и как с любым ресурсом, им нужно уметь управлять, а не просто тратить. Что у любых денег, с одной стороны есть потенциал доходности, а с другой инфляция, которая съедает их стоимость.
- У нас появится когнитивная потребность в финансовой грамотности, знаниях и навыках в управлении личными финансами, чтобы наиболее эффективно решать свои крупные, финансовые задачи в жизни.
- В результате, мы проживем полную смысла, счастливую жизнь. А так как каждый из нас является самостоятельной единицей общества, наша страна станет лучшим местом на Земле, где хотелось бы жить человеку. Так работает индивидуализм в развитых странах.
Выводы
Итак, в зависимости от воспитания, жизненного опыта, образования и пр., люди по-разному понимают значения слов. Более того, в разных обществах, значения одних и тех же слов, в зависимости от культурных, языковых, религиозных, исторических, политических, географических, климатических и пр. различий представляются людьми по-разному. Наши представления о вещах (предметах, событиях), формируют наши мысли. То, что мы думаем, управляет нашим поведением и стремлениями – ограничивают, любо стимулируют наши когнитивные потребности.
P.S. Частенько, прежде чем публиковать статьи для широкого круга читателей, чтобы убедиться в корректности своих текстов (мыслей, логики), я оправляю их людям гораздо умнее себя, с кем имею честь дружить – безусловным авторитетам из разных профессий. Боюсь обидеть, но в этот раз, они оказались невольными участниками случайного эмпирического наблюдения. Мнения моих друзей – представителей, по сути смежных наук, оказались диаметрально противоположными – от оценки «отлично», до «противоречиво». На мой взгляд, данное наблюдение лишний раз подтверждает силу взаимосвязи слов, значений и смыслов.
Управляйте своей жизнью и личными финансами грамотно.
Сила в знаниях!