Автор: Оркен Динасилов

«В начале было Слово»
~ Первая строка Евангелия от Иоанна (Новый Завет)

Слово

Слова – это символы, которыми мы общаемся между собой, а главное, сами с собой. Из слов мы составляем истории, которые рассказываем себе и окружающим. Словами мы думаем мысли. Посредством слов мы создаем теории, которыми объясняем себе окружающую действительность. В результате, мы имеем определенные представления обо всем, с чем имеем дело до степени, когда нам «всё понятно».

В свое время, в статье «Смысл и значение» (Über Sinn und Bedeutung, 1892 г.), Готлоб Фреге – немецкий математик, логик и философ, сформулировал семантическую взаимосвязь знаков (слов), значений и смыслов. Каждое слово, что-то обозначает; предмет, событие, и имеет перспективу смыслов. Например, о «воде» можно думать, как просто о воде, её можно пить, она мокрая и пр., или можно думать, как об Н2О. Вроде как одно и тоже, но, второе значение – это серьезное научное открытие Генри Кавендиша и его современника Антуана Лавуазье, и чтобы его осмыслить, требуются определенные знания, и открываются новые когнитивные перспективы. Или другой пример. Допустим, можно думать, что каждый день над землей восходит новое солнце. Многие тысячелетия, люди так и думали, пока астрономические наблюдения, не открыли нам, что каждый день на небе восходит одно и тоже солнце. Если думать первым способом, то воображение рисует нам Бога, который каждое утро запускает в небо новое солнце. Если же думать вторым способом, то возникает куча других вопросов, которые когнитивно принуждают людей искать на них объективные ответы, исследовать, наблюдать – создавать новые знания. Таким образом, одним из выводов, которые мы можем сделать благодаря семантической модели Фреге является то, что теперь мы понимаем природу человеческой потребности в познаниях.

Реальность

Дело в том, что, всё то, с чем мы имеем дело в каждый момент времени, на самом деле не является реальностью. Это лишь наши представления о том, что мы воспринимаем как реальность. Реальность – это то, что находится за пределами нас, и она гораздо более сложна и многообразна, чем наш мозг способен уловить через органы чувств. Другими словами, то что мы воспринимаем как реальность – это только то, что мы сконструировали; логически связали и объяснили себе из обрывочных фрагментов реальности, которые смогли уловить органами чувств в силу своих возможностей. И теперь, то что мы сконструировали, является для нас реальным миром, он для нас понятен и предельно ясен. Приведите первоклашку на какую-нибудь научную конференцию, на своем уровне восприятия, для него там тоже будет всё предельно ясно. Его реальность – это скучное мероприятие и делать здесь нечего.

Например, если расспросить двух свидетелей одного и того же события, то их истории не будут абсолютно одинаковыми, хотя они находились в одном и том же месте, в одно и то же время и видели одно и то же событие. Или другой пример; по разным причинам мы наделяем людей определенными качествами, и даже, если на самом деле этих качеств в них нет, для нас они будут такими, какими мы их себе представляем. Но, стоит нам, по тем или иным причинам наделить человека другими качествами, наши представления о нем изменятся. Соответственно, изменится и наше отношение к нему, и как следствие, способы взаимодействия с ним. Даже наши представления о себе, в определенной степени, так же зависят и меняются от того, какими нас представляют окружающие.

Помните, когда через время посмотрев старый фильм или перечитав какую-то книгу, мы находим там что-то новое, хотя, с тех пор как мы смотрели и/или читали их впервые, в них ни одно слово не изменилось? А что же изменилось? А изменились мы, пережили новый жизненный опыт, приобрели новые знания, испытали новые эмоции, и теперь видим новые смыслы, фрагменты реальности и по-новому конструируем действительность. Но, главное во всем этом то, что теоретически, мы всегда можем пересобрать нашу реальность. И можем делать это осознанно.

Психология иррациональности

Далее, чтобы продолжить логику статьи необходимо сослаться на двух выдающихся ученых современности: Даниэля Канемана и Брайана Кнутсона. Канеман исследовал когнитивные ошибки, и является одним из основоположников поведенческой экономики. Кнутсон изучает нейроэкономику (нейропсихология принятия решений).

Эволюция сделала из «нас – животных», в «нас – людей». Но, став людьми, в принятии решений, чаще всего мы по-прежнему руководствуемся рептильными частями мозга, отвечающими за инстинкты. В своей книге «Думай медленно, решай быстро», Канеман назвал это «Системой-1» и «Системой-2».

  • Система-1: реактивная, срабатывает автоматически, почти без усилий и внутреннего контроля.
  • Система-2: требует концентрации внимания, необходимого для сознательных умственных усилий, в том числе, сложных вычислений.

По мнению Канемана, из-за того, что наш мозг плохо справляется со статистикой, в большинстве случаев, чтобы найти легкое решение, разными способами искажает условия, стоящих перед ним задач. В результате, в большинстве случаев мы иррациональны – в принятии решений чаще всего руководствуемся «Системой-1», а «Система-2 просто соглашается с ними.

Кнутсон исследовал и объяснил нейромеханику принятия экономических решений. Как оказалось, здесь так же ведущую роль играет наше животное происхождение, которое руководствуются инстинктами выживания. Миллионы лет человек эволюционировал и вполне прекрасно чувствовал себя без денег. Его выживание зависело от физической силы; увидел съедобное животное – бей, увидел хищное животное – беги. И только в последние несколько тысяч лет в нашей жизни появились деньги. Оказывается, в нашем мозге есть центры, связанные с удовольствием и физической болью; комфорт и безопасность мы воспринимаем как удовольствие, а опасность, связываем с физической болью. Эти центры рептильные – достались нам в наследство от животных предков. А так как в современном мире наличие денег стало признаком безопасного проживания жизни, поступление денег мы стали воспринимать как удовольствие, а их потерю или отсутствие, ощущаем на уровне физической боли. Таким образом, любая информация, связанная с деньгами, будь то повышение цен, распродажа, скидки или изменение курсов валют включает центры мозга, отвечающие за биологические инстинкты самосохранения. И как только они включились, человек начинает переживать эмоции и его буквально выбрасывает из области рационального, теперь он способен, только на реакции «бей или беги».

Финансовая грамотность

Вообще, идея для этой статьи пришла ко мне после разговора с детьми, о котором я недавно писал в Фейсбук. Тогда я задал ребятам вопрос, - «что такое деньги?» Они мне ответили, - «деньги – это то, на что можно что-нибудь купить».

За много лет в профессии и наблюдений за тем, как наши люди пользуются деньгам, у меня сложилось устойчивое впечатление, что мы имеем искаженные представления о деньгах. И из-за этих заблуждений, у нас сформировалась неправильная логика мышления в отношении денег и богатства в целом. В своих статьях я не раз писал, что на мой взгляд, наши представления о богатстве соответствуют уровню восприятия какого-нибудь латиноамериканского наркодилера.

Нам кажется, что мы постоянно думаем о деньгах; что нам их не хватает, где бы их взять и так далее. На самом деле мы о них не думаем, мы о них беспокоимся, переживаем, испытываем эмоции, и как было сказано выше, из-за этого нас выбрасывает из области рационального – вместо того, чтобы планировать и эффективно управлять деньгами, принимаем импульсивные иррациональные решения; берем потребительские кредиты, ставим ставки в тотализаторах, вкладываем деньги в пирамиды и пр. Так устроен наш мозг.

Но, есть другой способ думать о деньгах [как я говорил детям во дворе], что деньги – это плата за полезный труд. Плата за пользу, которую мы приносим фирме в которой работаем, если мы являемся наемными работниками, или обществу, которую приносит наш бизнес, если мы собственники бизнеса. Это – два очень разных способа думать о деньгах, как в приведенных выше примерах – о воде и солнце. И если мы начнем думать о них таким образом, то:

  1. Мы будем работать над своими профессиональными знаниями и навыками, чтобы увеличивать свою производительность, потому что за это платят деньги.
  2. Мы примем на себя ответственность за свое текущее и будущее финансовое положение. Осознаем необходимость планирования будущих расходов.
  3. Мы естественным образом избавимся от желания тратить деньги (ресурс) на бесполезные вещи, чтобы произвести впечатление на людей, которых даже незнаем.
  4. Мы научимся правильно расставлять приоритеты; ценить знания и труд, а не материальные ценности. А материальные ценности, станут лишь следствием нашей продуктивной жизни.
  5. Мы будем ставить перед собой большие цели, опираясь на свои глубинные ценности и миссию в жизни.
  6. Мы поймём, что деньги – это ресурс, как допустим, время, и как с любым ресурсом, им нужно уметь управлять, а не просто тратить. Что у любых денег, с одной стороны есть потенциал доходности, а с другой инфляция, которая съедает их стоимость.
  7. У нас появится когнитивная потребность в финансовой грамотности, знаниях и навыках в управлении личными финансами, чтобы наиболее эффективно решать свои крупные, финансовые задачи в жизни.
  8. В результате, мы проживем полную смысла, счастливую жизнь. А так как каждый из нас является самостоятельной единицей общества, наша страна станет лучшим местом на Земле, где хотелось бы жить человеку. Так работает индивидуализм в развитых странах.

Выводы

Итак, в зависимости от воспитания, жизненного опыта, образования и пр., люди по-разному понимают значения слов. Более того, в разных обществах, значения одних и тех же слов, в зависимости от культурных, языковых, религиозных, исторических, политических, географических, климатических и пр. различий представляются людьми по-разному. Наши представления о вещах (предметах, событиях), формируют наши мысли. То, что мы думаем, управляет нашим поведением и стремлениями – ограничивают, любо стимулируют наши когнитивные потребности.

P.S. Частенько, прежде чем публиковать статьи для широкого круга читателей, чтобы убедиться в корректности своих текстов (мыслей, логики), я оправляю их людям гораздо умнее себя, с кем имею честь дружить – безусловным авторитетам из разных профессий. Боюсь обидеть, но в этот раз, они оказались невольными участниками случайного эмпирического наблюдения. Мнения моих друзей – представителей, по сути смежных наук, оказались диаметрально противоположными – от оценки «отлично», до «противоречиво». На мой взгляд, данное наблюдение лишний раз подтверждает силу взаимосвязи слов, значений и смыслов.

Управляйте своей жизнью и личными финансами грамотно.
Сила в знаниях!