Автор: Оркен Динасилов

Идея написать эту статью, пришла после того, как несколько человек написали мне в мессенджерах, опубликованную в Тенгри Ньюс новость о том, что КСЖ «FreedomLive» при поддержке Агентства по финансовому регулированию (АФР) запустила новый проект для школьников по финансовой грамотности.

В социологии, первичной социализации индивида уделяется особое значение. Дело в том, что именно первичная социализация является самым устойчивым массивом социокультурных знаний; базовыми представлениями об окружающей реальности, на которых и/или благодаря которым, в последующем формируются определенные способы мышления людей.

Чтобы ввести в курс дела неподготовленного читателя, приведу пару примеров:

- когда я родился, мои родители (значимые для меня взрослые) назвали меня Оркеном. Не Петей, не Васей, не Машей, а Оркеном. С тех пор я откликаюсь на это имя. Это стало моей базовой идентичностью – онтологией.

- когда в детстве, допустим, я ковырялся пальцем в носу, моей маме это не нравилось, и она сообщила мне об этом, в соответствующей форме и интонациях. Ну и что (?), - наверное подумал я, ведь это мой нос, мой палец, и что-то в моем носу создает для меня дискомфорт, поэтому я и ковыряюсь. Но потом, я стал замечать, что данное поведение не устраивало и других, значимых для меня взрослых, отца, бабушку, братьев, сестер… Таким образом, я стал понимать, «что такое хорошо, и что такое плохо…» – социальные институты моего окружения начали меня подчинять, социализировать.

Почему первичная социализация является наиболее устойчивой?

Дело в том, что она безальтернативна – мы не выбираем себе родителей, а родители передают нам «в наследство» то, что они сами накопили, свои представления об окружающей реальности – то, как они «видят этот мир», и именно поэтому мы все, в той или иной степени «совки». Это, во-первых. Во-вторых, первичная социализация является базовой, так как «ложится на чистый лист» – формируются в том возрасте, когда у нас еще нет собственных представлений об окружающей нас реальности.

- допустим, если показать современному человеку авторучку и спросить его, - что это такое (?), то само-собой разумеющимся ответом будет, - авторучка. А если этот же предмет показать человеку из затерянного в бассейне Амазонки племени, которых не коснулись блага цивилизации, и задать ему тот же вопрос, то само-собой разумеющимся ответом будет, - палка. Так что же является реальностью, ручка или палка? А реальностью является то, какими смыслами и представлениями мы наполняем предметы, события, окружающий нас мир.

На картинке ниже, результаты социологических исследований в США для SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам). На шкале компетенций и доверия расположены специалисты из разных сфер общественной жизни; политики, продавцы подержанных автомобилей, юристы и врачи, по сравнению со специалистами предоставляющими финансовые услуги населению. Обратите внимание на то, где расположены агенты по страхованию жизни!? Показатель доверия ниже нуля, и самый низкий уровень компетенций среди всех специалистов в финансовой сфере. Так же, интересно то, где на данной шкале расположились брокеры (биржевые маклеры): при среднем уровне компетенций, самый низкий уровень доверия.

Так же, в статье Тенгри Ньюс пишут, что по данным АФР, индекс финансовой грамотности в Казахстане вырос до 40,2%, прибавив в 2021 году 0,7%, а к 2024 году прогнозируется 41%.

Я не знаю, по каким параметрам АФР рассчитывает данный индекс, но, если бы эти цифры соответствовали действительности, Казахстан был бы в числе самых развитых экономик мира, а наш фондовый рынок ломился бы от ликвидности. Вряд ли, даже Америка может похвастаться такими цифрами об уровне финансовой грамотности. В этом смысле в очередной раз могу привести цитату Алана Гринспана, бывшего Председателя ФРС при котором случился самый масштабный после Великой Депрессии, финансовый кризис 2007-2008 годов:

«Проблема номер один у нынешнего поколения и в сегодняшней экономике – это недостаток финансовой грамотности».

В развитых странах, государство не ограничивает, но регламентирует деятельность бизнеса, особенно, когда это касается бизнеса в сфере финансов. То же самое, касается образования. Государство не может заниматься финансовой грамотностью, так как оно обязано оставаться нейтральным к любым видам легального бизнеса, но к финансовому образованию, SEC на пушечный выстрел не подпустит представителей финансовой индустрии, тем более КСЖ или брокера. А быть или не быть грамотным – это уже дело, сугубо личное. Представьте, что о диетологии, вместо врачей говорили бы кондитеры? Ну, не смешно ли? Финансовым образование в развитых странах занимаются исключительно независимые, не аффилированные с финансовой индустрией преподаватели.

Резюме:

Дорогие читатели! Дети, плохо слышат то, что мы им говорим, за то, они прекрасно видят и копируют то, что мы делаем – наш образ жизни. Ждать, пока наш регулятор поймет конфликт интересов, и начет качественно регулировать финансовый рынок и образование, по-видимому, придется очень долго. Финансовая индустрия – это не общественная услуга. Это частный бизнес, и как в любом бизнесе, его главная задача зарабатывать деньги.

Если не хотите, чтобы финансовая индустрия оболванивала неокрепшие умы наших детей, учитесь финансовой грамотности у независимых преподавателей, показывайте им пример своим образом жизни. Главными значимыми людьми для детей, все-таки являются их родители, пока они от них не сепарировались.

Управляйте своей жизнью и личными финансами грамотно.

Сила в знаниях!