Автор: Оркен Динасилов

Социальные сети – лакмусовая бумажка состояния того или иного отдельного общества; его мышления и ценностей. Здесь каждый мнит себя интеллектуалом, пишет то, что думает – публично транслирует свою картинку мира. Количество подписчиков делает их лидерами общественного мнения. По качеству и содержания их контента можно проследить то, чем живет общество.

Казахстанских лидеров общественного мнения мы все хорошо знаем (правда от большинства из них, я давно отписался). Сейчас мне хотелось написать о американских лидерах общественного мнения, о количестве их подписчиков и качестве контента.

Для начала, небольшое отступление о ценностях.

Один из моих уроков в школе был посвящен этой теме. Я задал ребятам вопрос, - что вы покупаете в булочной, когда платите за хлеб? Мнения школьников разделились, одни говорили о продукте (еде), вторые о труде; хлебороба, пекаря и пр. Сошлись на том, что если бы не труд тех, о ком говорили ребята, мы бы не могли покупать продукты (еду).

Дальше, я задал ребятам следующий вопрос, - можно ли назвать знания, которые дети получают в школе, продуктом, и если да, то, кем и сколько труда в него вложено? Начали с того, что учителю каждый день нужно ходить в школу и вести уроки. Отвечая на наводящие вопросы, закончили тем, что учитель потратил уйму своего времени и энергии, чтобы прочитать и усвоить кучу книг, в которых написаны мысли десятков ученых, которые копились, усложнялись и структурировались на протяжении всей истории интеллектуального развития человечества.

Далее, поговорили с детьми о том, что людям проще взять в руки лопату и вырыть траншею, чем прочитать и понять сложную книгу, поэтому большинству школьников учеба кажется каторгой. Но, съеденный школьником хлеб через несколько часов окажется в унитазе, а усвоенные знания останутся с ним на всю жизнь, и помогут ему качественно построить взрослую жизнь. Так же поговорили об успешных двоечниках, что это скорее статистическая погрешность, чем закономерность, и о влиянии на успех, факторов везения и/или невезения.

Итак, лидеры западного общественного мнения:

Роберт Шиллер, экономист, Нобелевский лауреат, профессор в Йельском университете – 195 тысяч подписчиков в Твиттере.

Асват Дамодаран, экономист, писатель, профессор в New York University, Stern School of Business – 326 тысяч подписчиков в Твиттере.

Джейсон Цвейг, экономический журналист, писатель, ведущий колонки в WSJ – 326 тысяч подписчиков в Твиттере.

Морган Хаусел, писатель, бывший финансовый обозреватель в MotleyFool и WSJ – 427 тысяч подписчиков в Твиттере.

Чарли Билелло, основатель и генеральный директор Compound Capital Advisors, инвестор – 502 тысячи подписчиков в Твиттере.

Я понимаю, что моя выборка специфична, и есть всевозможные «Ким Кардашьян» с миллионами подписчиков в Инстаграмм, но я хочу сказать, что в развитых странах высоко ценится интеллектуальный продукт. Заниматься интеллектуальной деятельностью, там выгодно и престижно – такой труд уважаем и за него дорого платят. Где-то читал, что Джейсону Цвейгу, только WSJ платит $60 000 в год за одну статью в неделю (54 недели в году).

В отсталых странах, общество делится на «они» и «мы», где подразумевается, что «они» мешают «нам» жить. Нет никаких «они» и «мы». Есть общество – система, построенная на социальных институтах. Социальные институты – это система взаимосвязанных норм, которые опираются на коллективно разделяемые ценности, свойственные конкретному обществу. Они и создают специфичные способы мышления и взаимодействия внутри общества – формируют практики социальной жизни. Само представление о социальных институтах, непосредственно связано с понятием социальной структуры и социально организованной деятельностью людей.

Детям в школе я объясняю это на примере велосипеда, где «они» и «мы» – это две взаимозависимые шестерёнки, соединённые между собой одной цепью. Невозможно эффективно бороться с инфляцией, пока есть некоммерческое финансирование со стороны государства. Государство не может отказаться от некоммерческого финансирования, пока мы требуем от него субсидий. Недвижимость не подешевеет пока мы не научимся считать свои деньги. Ипотеки не станут дешевыми, пока мы выстраиваемся за ними в очередь, как за горячими пирожками. Не появится у нас индексных фондов, пока мы будем носить деньги на депозиты и в активноуправляемые фонды. Госфонды (ЕНПФ и Нацфонд) не будут управляться так, как это делает Норвежский суверенный фонд, пока мы не станем финансово грамотными. И тд и тп.

Дело в нас, а не в Конституции, президенте или правительстве. В XIX, и до середины XX века, практически все латиноамериканские страны копировали Конституцию США. Где вторые США? Поставьте вместо Токаева Джо Байдена или Бориса Джонсона, ровным счетом ничего не изменится. Секрет скандинавских экономик в людях, а не законах или президентах. Государство – это социальный организм, как шлюпка, плывущая в шторм к спасительному берегу, где каждый гребец действует добросовестно и в унисон, с полной уверенностью, что все остальные гребцы действуют точно так же.

Если в стране нет культа знаний, то в такой стране будет культ личности.

Сила в знаниях!